Зачем собственнику или директору розницы учиться? Как найти время на обучение? Какие способы обучения наиболее эффективны для взрослых людей? Как оценить эффективность обучения? Когда «отобьются» деньги, вложенные в обучение? На эти и другие вопросы мы отвечаем накануне нашей открытой недели знаний — интенсивного курса из шести тренингов «Как считать и зарабатывать», который пройдет с 30 октября по 8 ноября очно в офисе «АРТ» и онлайн — во всем мире, где доступен Интернет.
Если нет времени читать. Учиться, чтобы упорядочить знания, получить доступ к лучшей экспертизе и стать частью профессионального сообщества. Чтобы найти время, надо понять, как обучение влияет на прибыль. Обучение эффективнее, если вы приходите с конкретным запросом. Обучение сильнее влияет на прибыль, если вы сконцентрированы, относитесь к образованию, как к инвестициям, и знаете, как применить знания на практике. На эффективность тренинга влияет поддержка команды при внедрении полученных знаний в компании. Интенсив «Как считать и зарабатывать», состоящий из шести тренингов по управлению ассортиментом, маркетингом, продажами, мерчандайзингом, персоналом и финансами в fashion-бизнесе, пройдет с 30 октября до 8 ноября. Очно и онлайн.
ЗАЧЕМ СОБСТВЕННИКУ ИЛИ ДИРЕКТОРУ РОЗНИЦЫ УЧИТЬСЯ?
- Упорядочить знания. Самый частый отзыв, который слышат преподаватели «АРТ»: «Спасибо, до вашего курса наши знания были отрывочны и разрозненны. Теперь они сложились в логичную систему».
- Получить и отработать новые навыки. В принципе, это главная задача бизнес-обучения. Мало иметь представление о бюджете, надо несколько раз просчитать его под руководством наставников, а потом перевести расчеты в привычку. Именно поэтому в «АРТ» обучение носит практико-ориентированный характер, а в основу всех курсов положен опыт почти 10 лет консалтинга и внедрения конкретных решений, которые принесли пользу бизнесу. За доказательствами идите по ссылке.
- Развить надпрофессиональные навыки, или soft skills, — это обучение тому, что пригодится не только в конкретном магазине или сети, но в целом в жизни. Под такими навыками подразумевают эмпатию — осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, умение слушать, навыки командной работы, включая умение делегировать, целеполагание, способность к наставничеству. Почему собственнику нужны такие знания? Потому что он работает с людьми, а не с роботами, и от качества жизни сотрудников зависит их рабочий настрой, а значит, и результаты компании. «Надпрофессиональные навыки — это умение быть хозяином своей жизни и соблюдать правильный баланс во всем. Такие навыки идут на пользу, как собственникам, так и самой компании», — говорит генеральный директор «АРТ» Юлия Вешнякова.
- Получать лучший опыт и просто другой опыт — когда вы «сам себе режиссер», вы быстро теряете кругозор и глубину экспертизы.
- Почувствовать себя частью большего профессионального сообщества. Благо сейчас есть возможность выбирать или создавать сообщества. В сообществе «АРТ» придерживаются мнения, что предприниматель — это звучит гордо, а fashion-бизнес — самый красивый вид бизнеса, настраиваемый и масштабируемый. Если вы разделяете наше мнение — присоединяйтесь.
В период с 2011 по 2017 год в «Академии Розничных Технологий» проведено 302 тренинга, из них 192 — в корпоративном формате (4102 тренинговых часа и 550 тренинговых дней). Если считать, что в году 247 рабочих дней, то мы проводили тренинги два года и три месяца без перерыва.
КАК НАЙТИ ВРЕМЯ НА ОБУЧЕНИЕ?
Короткий ответ: как только вы увидите связь между обучением и прибылью, время сразу найдется. Чтобы эта связь стала более наглядной, приведем только один факт. Исследования Ашенфельтера и Кругера 1994 года показали, что каждый дополнительный год образования увеличивает доход индивида на 12–16%.
Более конкретные рекомендации.
- Откажитесь от многозадачности.
- Наладьте ритмы в своей жизни — ритм работы с электронной почтой, ритм разговоров по телефону, ритм приема еды и сна. Парадоксально, но чем ритмичнее жизнь, тем проще найти время на изменение ритма и привнесение в жизнь чего-то нового.
- Планируйте. Под планированием мы понимаем составление не только списка дел, но и списка ожидаемых результатов. Например, «Принять участие в тренинге по ассортименту 30 октября — по итогам знать, как получить расчеты для закупок “Весна-Лето 2020” и/или договориться о расчетах с “АРТ”» (да, так тоже можно).
- Если вам трудно что-то начать, начинайте с любого конца и любого этапа задачи. Наша неделя знаний «Как считать и зарабатывать» продлится с 30 октября до 8 ноября, каждый день будет посвящен одному бизнес-процессу, ассортименту и закупкам — два дня; начните с малого — приезжайте хотя бы на один самый важный для себя тренинг.
Пройдя по ссылке, вы найдете еще больше советов по управлению временем, в том числе от генерального директора Levi Strauss Чипа Берга.
КАКИЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ?
- Самый эффективный вариант — сочетание офлайн - и онлайн-обучения. Наша многолетняя практика показывает, что за полный тренинг-день или за несколько полных дней тренинга слушатели получают такой большой объем информации, что не успевают ее переварить. Именно поэтому после тренинга нужно провести еще хотя бы несколько сессий, чтобы новый порядок был воспринят, передан команде и превратился в устойчивый организационный стандарт. Это общий принцип, который касается всех бизнес-процессов.
- Во время тренингов преподаватели «АРТ» используют сочетание разных типов обучения — лекция, видео, работа с печатными материалами, практическая работа в малых группах, общее обсуждение. Такое разнообразие позволяет сохранять концентрацию внимания в течение всего дня.
- Постподдержка — это третий важный принцип обучения. Тренинги проводятся в режиме диалога, а после тренингов слушатели могут получать поддержку по скайпу.
Почему важна постподдержка?
Согласно модели Чарльза Дженнингса «70:20:10», только 10% новых знаний мы получаем в результате формального обучения, 20% — через других людей и 70% — во время работы и практики. Вот почему преподаватели «АРТ» рады, когда после тренинга слушатели задают вопросы, начиная внедрение новых инструментов.
КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА?
Давайте начнем с другого конца: что мешает эффективному обучению?
- Отсутствие концентрации
- Вы вроде бы сидите на тренинге, но мыслями и чувствами погружены в работу: «Как там они без меня?», «Кто, о чем вы говорите, будет это делать?» Вы волнуетесь, это говорит о вашей ответственности и заботе о бизнесе. Но, более полезным будет простое переключение: на тренинге — слушать, спрашивать, обсуждать, выполнять практическую работу, в перерыве — звонить, контролировать, решать дела. Лучше всего помогает выключенный во время лекции смартфон. Поверьте, это проверено.
- Недоверие преподавателям
- Основания для такого недоверия есть. Аудитория образованных платежеспособных предпринимателей измучена огромным количеством некачественных программ из серии «Научу продавать за 10 часов». Так не бывает. За 10 часов можно получить либо хаотический набор инструментов, либо один конкретный навык, но не всю технику продаж. Хотя мы, например, за один тренинговый день, посвященный ассортименту, успеваем изучить алгоритм закупки, принципы формирования ассортиментной политики, методы ценообразования, ABC-, XYZ-анализы, рассмотреть оборачиваемость и скорость продаж, сделать расчеты товарного запаса на сезон. Это немало, но в «АРТ» все преподаватели — практики, мы никогда не выходили за пределы fashion-бизнеса, поэтому знаем его вдоль и поперек, и у нас большой опыт сопровождения, как малого бизнеса, так и международных компаний.
- Чаще недоверие возникает у наемных специалистов, собственники обычно приезжают на тренинг осознанно. Перед тренингом мы обязательно проводим опрос: «Что вас сейчас волнует из тем, обозначенных в программе? Что вы рассчитываете получить в конце обучения?», и иногда приходится слышать: «А меня на тренинг отправил собственник, я ничего не рассчитываю узнать». В итоге человек тратит драгоценное время на борьбу с собой. Выход — осознать, чему именно вы не доверяете: вы не верите в глубину экспертизы тренеров, в принципиальную необходимость обучения, в необходимость обучения здесь и сейчас, в необходимость обучения именно себя: «Я и так все лучше вас знаю»? И дальше выбрать один из способов работы со своими мотивами и ценностями. Не доверяете экспертизе — расспрашивайте, смотрите на то, что сделано, разговаривайте с теми, кто уже обучался у этих экспертов. Только сначала ответьте себе на вопрос, что для вас является признаком экспертизы, и по каким критериям вы оцениваете эксперта? И раз уж вы попали на тренинг — познакомьтесь с коллегами. Такой опыт всегда обогащает.
- Отношение к тренингу не как к инвестициям, а как к развлекательному событию с элементами мотивации
- По традиции, доставшейся от советской школы, предприниматели относятся к обучению как: «Мы придем, и нам дадут». Расскажут, покажут, объяснят, разложат по полочкам. Да. Все так и будет, но это будет минимальным уровнем полученных знаний. Нам в этом смысле больше нравится подход американских школ, где в начале года человек сам составляет список курсов, сам оценивает прогресс и сам решает, как выбранные курсы будут связаны с его текущим или будущим карьерным ростом. Образование — это инвестиция. Вы вкладываете время, силы, деньги, значит, вложения должны принести дивиденды. Дивиденды от инвестиций можно рассчитать.
- Отсутствие алгоритма применения знаний на практике
- Это одна из самых серьезных проблем. Вы получаете на тренинге заряд бодрости, вдохновения, новые идеи и бизнес-подходы, возвращаетесь с желанием немедленно начать воплощать их в жизнь, но потом вас накрывает рутина накопившихся за неделю дел, вы решаете начать изменения с понедельника/со следующего месяца/с нового сезона. И ваш порыв сходит на нет. Что может тут помочь? Во-первых, сразу после тренинга составьте список из трех дел, которые нужно сделать, не откладывая, после возвращения. Во-вторых, начните делать хоть что-то, хоть как-то. Вы учитесь — от вас никто не требует немедленных побед в управлении финансами или чудес мерчандайзинга. Когда ребенок учится ходить, он сначала падает, потом встает, он ходит, держась за опору, падает, встает, и так снова и снова, главное — он не прекращает своих попыток. Будьте как дети. Пробуйте. Пробуйте, зная, что преподаватели «АРТ» и после тренинга всегда на связи, они знают, что у слушателей, которые начинают внедрять полученные знания в практику, возникают вопросы. И преподаватели готовы на них отвечать. В-третьих, приезжайте с конкретными вопросами (см. выше пункт о планировании). Мы не зря начинаем тренинг с вопроса: «Что вы хотите получить?». Чем конкретнее ваш запрос, чем сильнее осознание вами болевой точки, тем больше вероятность того, что вы найдете тот инструмент, который вам поможет и поможет быстро. Именно вам, именно в вашей бизнес-ситуации. Можете посмотреть, насколько по-разному решались задачи с обучением в разных компаниях, в нашем портфолио.
На эффективность тренинга влияет поддержка при внедрении полученных знаний в компании. Если учились вы и вы — собственник, то вам важна поддержка команды, ее желание и готовность применить полученные вами знания. Часто первоначальный запал теряется через пару месяцев, потому что обычно преподаватели ограничиваются передачей знаний, мы же даем слушателям алгоритм применения знаний на практике.
«Мы проверяем пользу от тренинга простым вопросом: расскажите, как вы будете использовать полученную информацию?» — говорит Юлия Вешнякова. Казалось бы, простой вопрос требует не только пересказать полученную информацию, но и применить ее к себе. А знание, ставшее личным, быстрее воплощается в дело.
КОГДА «ОТОБЬЮТСЯ» ДЕНЬГИ, ВЛОЖЕННЫЕ В ОБУЧЕНИЕ?
Эффективность тренинга бывает трудно оценить, потому что его ценность состоит из двух частей — экономической и психологической. Экономическую эффективность инвестиций в обучение можно оценить с помощью метода контрольных групп (когда сравниваются две группы людей: с одной проводится обучение, а вторая выступает в качестве контрольной). К примеру, если идет обучение продавцов из разных магазинов сети, то сравниваются прирост индекса продаж и величина среднего чека. Если, не прошедшие обучение продавцы продают на 1% в месяц больше, а прошедшие — на 5%, то польза от тренинга очевидна. Если вы собственник, то можно считать, например, экономию времени.
Психологическую ценность отдачи от инвестиций в образование оценить труднее, потому что пока нет способов перевести в материальную плоскость снижение риска потерять бизнес или повышение удовлетворенности работой. В этом случае экономисты-исследователи пользуются большим количеством показателей и индексов, например индексом Вегенера, который вычисляется специальными агентствами.
Сочетание практического опыта и глубокого знания методик обучения взрослых, которыми владеют все преподаватели «АРТ», служит для слушателей гарантией достижения результата. Мы превращаем обучение в мощный бизнес-инструмент, приводящий к росту прибыли. Приходите учиться!
Наш интенсив «Как считать и зарабатывать», состоящий из шести курсов по управлению ассортиментом, маркетингом, продажами, мерчандайзингом, персоналом и финансами в fashion-бизнесе, пройдет с 30 октября до 8 ноября. Подробная программа — в описании, форма заявки открыта под каждым курсом.