Если нет времени читать. Во время тренинга слушатели изучили критерии эффективности оценки ассортимента, виды сегментирования целевой аудитории, виды конкурентных стратегий, принципы формирования товарно-ассортиментного предложения, методы ценообразования. Слушатели получили ключевые показатели эффективности (KPI) в управлении ассортиментом и продажами, а также алгоритм закупки из шести шагов. Как заметил один из участников тренинга, предприниматель с большим опытом работы в нескольких регионах, «получается, что мы не знания шлифуем, а азы изучаем. Сразу после возвращения посмотрим маржинальность и тут же сделаем ABC-анализ».
В целом, в России доходы населения падают, но отражается ли это на вашем бизнесе? Не факт.
Важным элементом товарно-ассортиментной политики является классификатор. Если у вас нет классификации ассортимента, значит, у вас нет понимания, какой вклад в продажи вносит та или иная группа одежды. Значит, непонятно, как принимать решение о закупке.
Наличие товарного классификатора помогает получать аналитику и принимать решение, уменьшать или увеличивать заказ.
Дайте задание своему байеру выгрузить данные по рубашкам 36-го размера за последние два месяца сезона «Осень-зима 2019/2020». Если через 10 секунд вы не получите ответ, значит, классификатор требует дополнительной настройки.
Лояльный клиент — это производная от посещаемости и конверсии
KPI в управлении ассортиментом
Частота и грамотность проведения ABC-анализа. Если не делать ABC-анализ, то возникнут сложности с формированием бюджета и товарной матрицы. ABC-анализ дает возможность определить ширину ассортимента.
Ширина — это количество артикулов и цветомоделей, необходимое в сезон.
Глубина — это количество единиц, закупаемое на один артикул.
Коэффициент оборачиваемости. Важный показатель, который демонстрирует, насколько компания обеспечена (или не обеспечена) товаром. В норме коэффициент оборачиваемости должен находиться в пределах 0,25–0,3.
Алгоритм закупки
Алгоритм простой, понятный, учитывающий все необходимые данные:
провести анализ продаж текущего сезона;
определить ликвидный сток;
сделать прогноз продаж на следующий сезон;
определить на следующий сезон товарный запас, необходимый для обеспечения продаж;
рассчитать бюджет закупки;
детализировать бюджет закупки бюджет по уровням классификатора и сформировать товарную матрицу.
Лайфхак
Уменьшите при закупках долю платьев в пользу total look, потому что платья минимум на 10–15% дешевле комплекта.
Записная книжка байера
Чем меньше наценка, тем внимательней надо быть к издержкам.
ABC-анализ дает ответ на вопрос, какая ширина ассортимента нужна и нужно ли ее сокращать.
Глубина ассортимента зависит от бюджета. Ширина ассортимента к бюджету почти не привязана.
К концу сезона товарный запас уменьшается в штуках и деньгах, но в цветомоделях изменения не такие явные.
С летним или зимним ассортиментом одежды надо быть очень осторожным, потому что поставки приходят поздно относительно начала сезона — соответственно очень коротки сроки продаж по ширине, поэтому и по глубине они не должны быть такими же, как первые поставки.