Если нет времени читать. Тогда вы не узнаете, что рекламный ролик можно продавать как самостоятельный продукт. Упс, узнали. Тогда еще пара идей. Хотите заработать на аксессуарах (между прочим, высокомаржинальный продукт) — экономьте. Пригласите скульптора для оформления торгового зала, потом уменьшите его скульптуры до размера брелока и запускайте в производство. Не знаете, куда деть неликвидные возвраты, — отдайте стажерам из художественного училища, пусть сделают инсталляцию на социально одобряемую тему. В статье еще 100 и 1 пример полезного сотрудничества. Правда, пока это примеры работы российских художников для международных брендов одежды. Готовы через год вернуться к этой теме и сделать обзор коллабораций с российскими марками.
LADY DIOR, АНДРЕЙ БЛОХИН И ЕГОР КУЗНЕЦОВ ИЗ RECYCLE GROUP
Модный бренд отдал художникам две модели своей классической сумки Lady Dior. Художники, которые уже много лет работают над «виртуальным бессмертием» и исследуют отношения человека и машины, посмотрели на сумку как на символ меняющегося мира и превратили легендарный мотив строчки cannage в волны и вихри. На самом деле сannage — это мотив обивки кожаных стульев времен Наполеона III, на такие Кристиан Диор сажал гостей своих показов на авеню Монтень, а в 1994 году Джанфранко Ферре использовал этот мотив в сумке. И уже больше десяти лет подряд бренд отдает эту модель художникам для преобразования и трансформации.
В руках Блохина и Кузнецова сумка впервые оказалась еще в 2011 году, тогда они превратили ее в камень. В прошлом году их идея была уже совсем нематериальной. «Идея была в том, чтобы сумка как предмет на теле казалась не совсем реальной, как будто это материализованное изображения с экрана. Некий компьютерный глитч, который отсылает нас к современному цифровому безумию», — объясняет смысл своей работы с сумкой Андрей Блохин.
Recycle Group для Dior
LADY DIOR И ДАНИИЛ АНТРОПОВ
Ту же модель Lady Dior художник и скульптор Даниил Антропов, изучавший керамику у японских мастеров, в 2021 году обрамил глиной, стеклом и костяным фарфором, превратив в камень.
Свои версии сумки в этом году предложили Анастасия Прахова, Александр Егоров, Даша Трофимова, Алексей Киселев, 0331с и 01001011 Studio.
Даниил Антропов для Dior
Выводим рецепт успеха: одна модель — много художников — повторять каждый год.
9 способов связать технологии с офлайн-ритейлом
TUMI И АНАТОЛИЙ AKUE
Два чемодана отдал художнику бренд Tumi. Анатолий AKUE превратил в художественные полотна модель 19 Degree, думая о свободе. Почему о ней? Потому что именно свобода стала основной темой весенне-летней коллекции TUMI. «В моем понимании в слове «свобода» заложено то, к чему мы стремимся в жизни, — говорит художник о коллаборации с TUMI. — Можно связывать свободу с переживанием радости и наличием внешних факторов, позволяющих быть независимым в выборе своих действий. На практическом и ежедневном уровне это способность видеть связи причины и следствия и соответственно делать то, что действительно приносит пользу тебе и другим. Брать ответственность за то, что с вами происходит, — это большая свобода. Переживать целостность и удовлетворенность, не бегая за постоянно меняющимися явлениями и идеями». Чемоданы, подписанные художником, были выставлены сначала в московском бутике Tumi, потом в санкт-петербургском и затем превратились в лоты благотворительного аукциона фонда «Друзья».
Анатолий AKUE для TUMI
COMME DES GARCONS И АЛИСА ЙОФФЕ
Мы представляем, как в голове собственника уже возникла мысль: ой, да зачем ради разовой акции так заморачиваться? Лучше скидку поставлю». Но можно не ограничиваться одним проектом. Comme Des Garcons сотрудничает с художницей Алисой Йоффе с 2017 года. Сначала Рей Кавакубо увидела работы Алисы, они ей понравились, она поделилась мнением со своими менеджерами, они написали Алисе в Instagram, а в ответ Алиса отправила серию своих рисунков. Из них отобрали несколько и напечатали на футболках.
«Контракта нет, — рассказывает Алиса Йоффе об условиях сотрудничества. — Они спрашивают, есть ли у меня что-то новое, я отправляю изображения, и они печатают их — сначала на майках, потом были платье и пальто. На пальто мой рисунок был напечатан поверх изображения группы e-boy, оно попало в крупный американский музей Phoenix Art Museum. Я откликнулась, потому что ценю творчество Рей Кавакубо, она первой стала применять в одежде деконструкцию, и я считаю, что у нее к одежде подход скульптора». Кстати, Dior, с которого мы начали, тоже работает с художниками из Recycled Group уже много лет — первый совместный проект появился еще 2011 году, это была скульптура в виде сумок в скале для проекта Inspiration Dior в Пушкинском музее. Потом были витрины для бутика в Столешниковом переулке. Интерпретация волн в 2020-м стала шестым проектом для участников. А до Recycle Group сумки Dior переделывали художники Джуди Чикаго, Ольга Тайтус, Морган Чембер и Чечилия Гранате.
Алиса Йоффе для Comme Des Garcons
ACNE STUDIOS И АППОЛИНАРИЯ БРОШЬ
Интересный пример того, как в разовом сотрудничестве получить максимум результата. Российская художница с французскими корнями Апполинария Брошь встретилась с создателем бренда Acne Studios Джонни Йоханссоном в январе 2021 года, а уже в марте появились первые скульптуры для магазинов. Они были вдохновлены статуэтками 1920–1930-х годов. Десять скульптур поехали в Стокгольм, Париж, Лондон и другие города — они представлены в бутиках как инсталляции, но желающие могут их купить.
После создания скульптур из керамики бренд уменьшил их размер, превратил в аксессуары и пустил в тираж. А художница параллельно создавала осеннюю коллекцию персонажей, зверушки появились на цепочках, серьгах и в виде сумо, у каждого животного были свои история и характер, и те же образы появились в виде принтов на футболках. Сейчас питомцы разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка до Шанхая.
«Случилось все достаточно спонтанно, — делится историей успеха Аполлинария Брошь. — У меня в Париже есть подруга Вирджиния, старший дизайнер Acne Studios. Они искали керамиста, который делает приблизительно таких персонажей. Обратились ко мне. У нас было очень мало времени, но у них потрясающая команда, и мы отлично сработались. У них была задумка — китчевые статуэтки, как в 1950–1960-х годах. Они хотели поиграть с ними — сделать так, будто они растекаются. Мне дали тему коллекции — степные кочевники — и полную свободу: развлекайся, как считаешь нужным».
То есть из одного проекта бренд получил принт для одежды, оформление для торгового зала, которое еще и продавать можно, и аксессуарную линию.
Апполинария Брошь для Acne Studios
LEVI'S, СОБАКА.РУ И НАТАША ОБУХОВА
История про благотворительность тоже достаточно часто появляется в коллаборациях, берите на заметку, она позволяет и медийный охват получить, и доброе дело сделать. И мы уже не раз говорили, что хорошо свои неликвидные стоки и бракованные возвраты отдавать студентам — вы это уже не продадите, а творцам нужен материал. Главное — подумать, как преподнести. В случае сотрудничества Levi's и Наташи Обуховой даже думать не пришлось, потому что у бренда есть своя программа переработки старых вещей, и художнице требовалось только ее визуализировать. В умелых творческих руках старые джинсы превратились в фантастических змееподобных существ. Проект был реализован, чтобы привлечь внимание к проекту бренда Repair. Reimagine. Recycle. Программа призвана уменьшить негативное воздействие модной индустрии на окружающую среду, сократив количество выброшенной одежды, стимулировать ее вторичное использование. В России программа тоже действует — можно принести старую одежду в боксы Levi's Recycle Boxes, они установлены в магазинах бренда в 15 городах. Вещи в хорошем состоянии передаются нуждающимся, в плохом — перерабатываются в регенерированное волокно.
То есть художника можно приглашать не специально, а чтобы он придал форму вашему социально ориентированному маркетингу.
И у Levi's можно обратить внимание на идею регулярного трехстороннего сотрудничества: бренд — художник — медиа. До «Собаки» и Наташи Обуховой у Levi’s был Upcycling Project с журналом Vogue и дизайнерами Vereja, Dogrose и J.Kim. Первый добавил к джинсовым шортам брючины, связанные крючком, второй придумал скатерть с длинным шлейфом и маску собаки, а Женя Ким сшила из архивного денима сумки, вдохновением для которых послужили узбекские «узелки».
Наташа Обухова для Levi's
Алюминиевые боги: как культура отражается в витринах
GENTLE MONSTER И AES+F
Иногда цель сотрудничества — просто получить взаимное удовольствие и поделиться радостью с клиентами. У марки Gentle Monster собственного креатива и так выше крыши, у российской арт-группы с этим тоже все хорошо, и они взаимно обогащают друг друга, стирая границы между искусством, рекламой и модой. Их последний видеопроект «Круг жизни» — это сюрреалистический пейзаж, в котором люди всех рас и возрастов летают и ходят среди биоморфных химер, надевая очки бренда. Когда главные герои возвращаются на землю, химеры продолжают кружить над ними, и цикл повторяется — аллегория жизни, не имеющая ни начала, ни конца.
И это тоже уже не первое сотрудничество российской арт-группы с южнокорейсим брендом. В 2019 году художники сняли рекламный ролик для коллаборации Gentle Monster X Fendi, в котором на планету приземлялись причудливые фантастические объекты. И в этом же году Gentle Monster и AES+F объявили о первом в истории аукционе рекламных материалов, сделанных для бренда. «Круг жизни» был продан с аукциона на платформе NFT SuperRare.co.
А вы думали о том, что свои рекламные материалы можно продавать?
AES+F для Gentle Monster Nano Collection
СУММИРУЕМ.
Для малого бизнеса самый надежный, выгодный и эффективный способ продвижения — это партнерский маркетинг.
И среди российских художников уже очень много тех, кто делал коллаборации для мировых брендов. Обидно, что для мировых. Может быть, вы, локальные ритейлеры, тоже начнете продвигать моду средствами современного искусства? А мы разработаем вам механику акций, приуроченных к возможному сотрудничеству.