Блог

ARTS & BRANDS: ЧТО СДЕЛАЛИ РОССИЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ ДЛЯ FASHION-БРЕНДОВ

Маркетинг
В Instagram-аккаунте компании «АРТ» Юлия Вешнякова уже рассказывала о примерах странных коллабораций fashion-брендов, когда трудно было представить, что объединяет ZaSport и «Тануки», D&G и конфеты Baci, «Кружок» и музей космонавтики. Сегодня мы предлагаем посмотреть на сотрудничество российских художников с международными fashion-брендами. Логика простая: хотите новых клиентов — думайте, с кем и зачем кооперироваться. Художники обеспечат вам поток идей, от вас будут нужны лишь материальные носители. Мы сделали акцент на долгосрочных проектах, когда бренд обращается к художникам много лет.

Если нет времени читать. Тогда вы не узнаете, что рекламный ролик можно продавать как самостоятельный продукт. Упс, узнали. Тогда еще пара идей. Хотите заработать на аксессуарах (между прочим, высокомаржинальный продукт) — экономьте. Пригласите скульптора для оформления торгового зала, потом уменьшите его скульптуры до размера брелока и запускайте в производство. Не знаете, куда деть неликвидные возвраты, — отдайте стажерам из художественного училища, пусть сделают инсталляцию на социально одобряемую тему. В статье еще 100 и 1 пример полезного сотрудничества. Правда, пока это примеры работы российских художников для международных брендов одежды. Готовы через год вернуться к этой теме и сделать обзор коллабораций с российскими марками.


LADY DIOR, АНДРЕЙ БЛОХИН И ЕГОР КУЗНЕЦОВ ИЗ RECYCLE GROUP


Модный бренд отдал художникам две модели своей классической сумки Lady Dior. Художники, которые уже много лет работают над «виртуальным бессмертием» и исследуют отношения человека и машины, посмотрели на сумку как на символ меняющегося мира и превратили легендарный мотив строчки cannage в волны и вихри. На самом деле сannage — это мотив обивки кожаных стульев времен Наполеона III, на такие Кристиан Диор сажал гостей своих показов на авеню Монтень, а в 1994 году Джанфранко Ферре использовал этот мотив в сумке. И уже больше десяти лет подряд бренд отдает эту модель художникам для преобразования и трансформации.

В руках Блохина и Кузнецова сумка впервые оказалась еще в 2011 году, тогда они превратили ее в камень. В прошлом году их идея была уже совсем нематериальной. «Идея была в том, чтобы сумка как предмет на теле казалась не совсем реальной, как будто это материализованное изображения с экрана. Некий компьютерный глитч, который отсылает нас к современному цифровому безумию», — объясняет смысл своей работы с сумкой Андрей Блохин.


Recycle Group для Dior



LADY DIOR И ДАНИИЛ АНТРОПОВ


Ту же модель Lady Dior художник и скульптор Даниил Антропов, изучавший керамику у японских мастеров, в 2021 году обрамил глиной, стеклом и костяным фарфором, превратив в камень.

Свои версии сумки в этом году предложили Анастасия Прахова, Александр Егоров, Даша Трофимова, Алексей Киселев, 0331с и 01001011 Studio.


Даниил Антропов для Dior


Выводим рецепт успеха: одна модель — много художников — повторять каждый год.

9 способов связать технологии с офлайн-ритейлом


TUMI И АНАТОЛИЙ AKUE


Два чемодана отдал художнику бренд Tumi. Анатолий AKUE превратил в художественные полотна модель 19 Degree, думая о свободе. Почему о ней? Потому что именно свобода стала основной темой весенне-летней коллекции TUMI. «В моем понимании в слове «свобода» заложено то, к чему мы стремимся в жизни, — говорит художник о коллаборации с TUMI. — Можно связывать свободу с переживанием радости и наличием внешних факторов, позволяющих быть независимым в выборе своих действий. На практическом и ежедневном уровне это способность видеть связи причины и следствия и соответственно делать то, что действительно приносит пользу тебе и другим. Брать ответственность за то, что с вами происходит, — это большая свобода. Переживать целостность и удовлетворенность, не бегая за постоянно меняющимися явлениями и идеями». Чемоданы, подписанные художником, были выставлены сначала в московском бутике Tumi, потом в санкт-петербургском и затем превратились в лоты благотворительного аукциона фонда «Друзья».


Анатолий AKUE для TUMI



COMME DES GARCONS И АЛИСА ЙОФФЕ


Мы представляем, как в голове собственника уже возникла мысль: ой, да зачем ради разовой акции так заморачиваться? Лучше скидку поставлю». Но можно не ограничиваться одним проектом. Comme Des Garcons сотрудничает с художницей Алисой Йоффе с 2017 года. Сначала Рей Кавакубо увидела работы Алисы, они ей понравились, она поделилась мнением со своими менеджерами, они написали Алисе в Instagram, а в ответ Алиса отправила серию своих рисунков. Из них отобрали несколько и напечатали на футболках.

«Контракта нет, — рассказывает Алиса Йоффе об условиях сотрудничества. — Они спрашивают, есть ли у меня что-то новое, я отправляю изображения, и они печатают их — сначала на майках, потом были платье и пальто. На пальто мой рисунок был напечатан поверх изображения группы e-boy, оно попало в крупный американский музей Phoenix Art Museum. Я откликнулась, потому что ценю творчество Рей Кавакубо, она первой стала применять в одежде деконструкцию, и я считаю, что у нее к одежде подход скульптора». Кстати, Dior, с которого мы начали, тоже работает с художниками из Recycled Group уже много лет — первый совместный проект появился еще 2011 году, это была скульптура в виде сумок в скале для проекта Inspiration Dior в Пушкинском музее. Потом были витрины для бутика в Столешниковом переулке. Интерпретация волн в 2020-м стала шестым проектом для участников. А до Recycle Group сумки Dior переделывали художники Джуди Чикаго, Ольга Тайтус, Морган Чембер и Чечилия Гранате.


Алиса Йоффе для Comme Des Garcons



ACNE STUDIOS И АППОЛИНАРИЯ БРОШЬ


Интересный пример того, как в разовом сотрудничестве получить максимум результата. Российская художница с французскими корнями Апполинария Брошь встретилась с создателем бренда Acne Studios Джонни Йоханссоном в январе 2021 года, а уже в марте появились первые скульптуры для магазинов. Они были вдохновлены статуэтками 1920–1930-х годов. Десять скульптур поехали в Стокгольм, Париж, Лондон и другие города — они представлены в бутиках как инсталляции, но желающие могут их купить.

После создания скульптур из керамики бренд уменьшил их размер, превратил в аксессуары и пустил в тираж. А художница параллельно создавала осеннюю коллекцию персонажей, зверушки появились на цепочках, серьгах и в виде сумо, у каждого животного были свои история и характер, и те же образы появились в виде принтов на футболках. Сейчас питомцы разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка до Шанхая.

«Случилось все достаточно спонтанно, — делится историей успеха Аполлинария Брошь. — У меня в Париже есть подруга Вирджиния, старший дизайнер Acne Studios. Они искали керамиста, который делает приблизительно таких персонажей. Обратились ко мне. У нас было очень мало времени, но у них потрясающая команда, и мы отлично сработались. У них была задумка — китчевые статуэтки, как в 1950–1960-х годах. Они хотели поиграть с ними — сделать так, будто они растекаются. Мне дали тему коллекции — степные кочевники — и полную свободу: развлекайся, как считаешь нужным».

То есть из одного проекта бренд получил принт для одежды, оформление для торгового зала, которое еще и продавать можно, и аксессуарную линию.


Апполинария Брошь для Acne Studios



LEVI'S, СОБАКА.РУ И НАТАША ОБУХОВА


История про благотворительность тоже достаточно часто появляется в коллаборациях, берите на заметку, она позволяет и медийный охват получить, и доброе дело сделать. И мы уже не раз говорили, что хорошо свои неликвидные стоки и бракованные возвраты отдавать студентам — вы это уже не продадите, а творцам нужен материал. Главное — подумать, как преподнести. В случае сотрудничества Levi's и Наташи Обуховой даже думать не пришлось, потому что у бренда есть своя программа переработки старых вещей, и художнице требовалось только ее визуализировать. В умелых творческих руках старые джинсы превратились в фантастических змееподобных существ. Проект был реализован, чтобы привлечь внимание к проекту бренда Repair. Reimagine. Recycle. Программа призвана уменьшить негативное воздействие модной индустрии на окружающую среду, сократив количество выброшенной одежды, стимулировать ее вторичное использование. В России программа тоже действует — можно принести старую одежду в боксы Levi's Recycle Boxes, они установлены в магазинах бренда в 15 городах. Вещи в хорошем состоянии передаются нуждающимся, в плохом — перерабатываются в регенерированное волокно.

То есть художника можно приглашать не специально, а чтобы он придал форму вашему социально ориентированному маркетингу.

И у Levi's можно обратить внимание на идею регулярного трехстороннего сотрудничества: бренд — художник — медиа. До «Собаки» и Наташи Обуховой у Levi’s был Upcycling Project с журналом Vogue и дизайнерами Vereja, Dogrose и J.Kim. Первый добавил к джинсовым шортам брючины, связанные крючком, второй придумал скатерть с длинным шлейфом и маску собаки, а Женя Ким сшила из архивного денима сумки, вдохновением для которых послужили узбекские «узелки».


Наташа Обухова для Levi's


Алюминиевые боги: как культура отражается в витринах


GENTLE MONSTER И AES+F


Иногда цель сотрудничества — просто получить взаимное удовольствие и поделиться радостью с клиентами. У марки Gentle Monster собственного креатива и так выше крыши, у российской арт-группы с этим тоже все хорошо, и они взаимно обогащают друг друга, стирая границы между искусством, рекламой и модой. Их последний видеопроект «Круг жизни» — это сюрреалистический пейзаж, в котором люди всех рас и возрастов летают и ходят среди биоморфных химер, надевая очки бренда. Когда главные герои возвращаются на землю, химеры продолжают кружить над ними, и цикл повторяется — аллегория жизни, не имеющая ни начала, ни конца.

И это тоже уже не первое сотрудничество российской арт-группы с южнокорейсим брендом. В 2019 году художники сняли рекламный ролик для коллаборации Gentle Monster X Fendi, в котором на планету приземлялись причудливые фантастические объекты. И в этом же году Gentle Monster и AES+F объявили о первом в истории аукционе рекламных материалов, сделанных для бренда. «Круг жизни» был продан с аукциона на платформе NFT SuperRare.co.

А вы думали о том, что свои рекламные материалы можно продавать?


AES+F для Gentle Monster Nano Collection



СУММИРУЕМ.


Для малого бизнеса самый надежный, выгодный и эффективный способ продвижения — это партнерский маркетинг.

И среди российских художников уже очень много тех, кто делал коллаборации для мировых брендов. Обидно, что для мировых. Может быть, вы, локальные ритейлеры, тоже начнете продвигать моду средствами современного искусства? А мы разработаем вам механику акций, приуроченных к возможному сотрудничеству.