Блог

МОЖЕТ ЛИ РИТЕЙЛЕР ЗАРАБОТАТЬ НА СОБСТВЕННОМ ГАРДЕРОБЕ?

Маркетинг
Сколько можно заработать на коллекционных сумках? Можно ли считать покупку Hermès Birkin инвестицией? Как Марсель Дюшан повлиял на современный рынок ресейла? Чьи сумки стали самыми дорогими на аукционах Christie's? Разбираемся…

Если нет времени читать.
И напрасно. Если у вас есть свободная наличность, вы, наверное, хотите ее преумножить. А некоторые сумки (и кроссовки) растут в цене быстрее золота и картин. Главное — не ждать, что цена эта вырастет завтра или через год. Имейте терпение. И помните, что этот материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Это может показаться декадентством — в нынешних условиях рассказывать об инвестициях в Hermès и Chanel, но считайте это одним из наших способов вернуться в ресурсное состояние. И возьмите на заметку, что аукционный дом Christie's в ноябре традиционно проводит аукцион, посвященный сумкам. На апрельском аукционе за 69 лотов покупатели заплатили 2 273 040 евро. В ноябре на онлайн-аукцион Handbags Online: The Paris Edit заявлены сумки Hermès, Chanel, Louis Vuitton, Fendi, Delvaux, Dior. Аукцион пройдет с 3 по 17 ноября. Для участия надо зарегистрировать личный кабинет на сайте аукциона и подтвердить банковскую карту.

Лот № 38 апрельского аукциона сумок Christie's — сумка Hermes ORANGE H GULLIVER, эстимейт 7000–9000 евро, продан за 47 000 евро


ЧТОБЫ ЧТО?


Самой дорогой сумкой, когда-либо проданной на аукционе, стала модель Hermès Himalaya Diamond Kelly 28. Она была продана на гонконгском аукционе Christie's за 515 416 долларов (32 млн рублей).

Сумку Kelly из кожи ящерицы в 1989 году купили за 2595 долларов, а в 2015 году она была перепродана за 45 363 доллара (2,8 млн рублей).

Кроссовки Jordan 1 Retro High Dior в 2020 году продавались за 2000 долларов, и всего за два года их стоимость выросла до 11 000 долларов (680 тыс. рублей).

Обувь, выпущенная Louis Vuitton вместе с Канье Уэстом, стоила 960 долларов в 2009 году, а сейчас продается за 10 000 долларов (620 тыс. рублей).

Инвестировать в аксессуары выгоднее, чем в предметы искусства. По данным Art Market Research, стоимость Hermès Birkin в 2020 году увеличилась на 42%, а работы знаменитого андерграундного художника Бэнкси выросли в цене на 23%. По данным компании Baghunter, модные аксессуары как объект инвестирования выгоднее золота, доходность золота с учетом инфляции составляет 1,5%, тогда как Birkin — 14,2%. «Если бы вы купили Air Jordan III Black Cement в 2011 году за 160 долларов, то сегодня увеличили бы свой капитал на 162% — это на 20% больше, чем, если бы вы купили акции Apple тогда же», — рассказал на Ted Talks коллекционер редких кроссовок и владелец компании Campless по ресейлу кроссовок Джош Любер.

В индексе инвестиционной привлекательности предметов роскоши (KFLII) уже несколько лет подряд первое место занимают сумки Hermès, опережая дорогие часы и роскошные автомобили. Всего за год (по состоянию на четвертый квартал 2020 года) актив подорожал на 17%, а за десятилетие – на 108%.

ПОЧЕМУ СУМКИ И КРОССОВКИ ТАК СТРЕМИТЕЛЬНО РАСТУТ В ЦЕНЕ?


Во-первых, на старте был грамотный маркетинг. Тут и грамотный продакт-плейсмент — в сериале «Секс в большом городе» засветилась не только модель Birkin, но и другие сумки Hermès, которые также стали расти в цене, так как многие женщины хотели быть похожи на культовых героинь. Тут и влияние селебрити-маркетинга — кому только ни дарили эти сумки. Вокруг сумок изначально был создан ореол привилегированности и недоступности — ограниченный номерной тираж, запись на покупку на несколько лет вперед, а кто не хочет стать членом закрытого статусного клуба?!

Во-вторых, эти сумки становятся редкостью и не теряют привлекательности. А чем недоступнее вещь, тем дороже. Тут перестают работать рациональные принципы ценообразования, никакой себестоимости или издержек, только амбициозность продавца и азартность покупателя.

Дальше редкие экземпляры начали включать в свои каталоги аукционные дома — и здесь уже начинается настоящая история превращения сумки из дорогого аксессуара в объект инвестирования. В результате престижные женские сумки сейчас рассматривают как отдельный инвестиционный класс. Формирование индекса инвестиционной привлекательности для них стало возможным благодаря той частоте, с которой многие товары этой категории предлагались в последние годы на аукционах.

Отчасти на превращение дизайнерских сумок в предмет культа и спекуляций повлиял Марк Джейкобс, с 1997 по 2014 год занимавший позицию креативного директора Louis Vuitton. Будучи арт-коллекционером, Джейкобс перенес свою страсть к искусству в рабочую среду. В 2001 году он предложил американскому художнику Стивену Спраузу нанести цветной принт поверх классической монограммы LV. Принт был продан моментально и принес компании около 300 млн долларов. С него и началась эпоха коллабораций модных брендов с художниками. Позже в интервью Harper’s Bazaar Джейкобс признался, что на такой смелый поступок его вдохновил ниспровергатель классических канонов художник Марсель Дюшан. Тот самый, который на одном из своих полотен скопировал Джоконду и пририсовал ей усики и бородку.

А кроссовки превратил в коллекционный предмет бренд Nike — и как только вокруг бренда сложились сообщества сникерхедов (людей, коллекционирующих кроссовки), кроссовки тут же стали инвестиционно привлекательными. У сникерхедов появился даже аналог биржевой аналитики, многие из них сделали портфолио своих коллекций, начали отслеживать ценность коллекции с течением времени, сравнивать с другими коллекциями, то есть появился саморегулируемый сегмент fashion-рынка размером в 1,2 млрд долларов. Как заметил Джош Любер, это законная и доступная возможность инвестировать, если тебе нет 18 лет, у тебя нет документов или желания платить налоги и отчитываться перед проверяющими органами — демократизированная фондовая биржа, при этом нерегулируемая. Сникерхеды даже формируют портфели своих кроссовок так же, как портфели инвестиций, у них есть определенная стоимость, формирующаяся на основе динамики цен его составляющих. На сайте StockX можно отслеживать суточную динамику рынка.

И, наконец, самая банальная причина — бренды сами поднимают цены. И отнюдь не в рамках 5–7%, как мы рекомендуем. В среднем цена люксовых сумок всех брендов росла на 14% в год за последние 13 лет при инфляции 2,5%. Это делается, чтобы отделить luxury-сегмент от становящегося популярным сегмента affordable luxury («доступной роскоши»). Чем более распространенными становятся сумки Michael Kors или Tory Burch, тем быстрее Chanel и Louis Vuitton поднимают цены.

Если вы хотите узнать про ценообразование в своем магазине, то вам сюда


Покупатели Nike в 2015 году заработали на перепродаже кроссовок почти вдвое больше, чем ближайший конкурент, компания Skechers. Чистая прибыль Skechers составила 209 млн рублей, сникерхеды заработали 380 млн долларов. Такие данные привел Джош Любер.


ЧТО БУДЕТ РАСТИ В ЦЕНЕ?


Вечная; классика, которая никогда не выйдет из моды и не упадет в цене. Безусловно, это 2.55 Chanel, Kelly и Birkin от Hermès.

Изделия из экзотических материалов. Cамые дорогие сумки Hermès делаются из крокодиловой кожи, а фурнитура может быть из драгоценных камней или металлов.

Изделия, выпущенные в рамках коллабораций. Как меняются цены, вы уже знаете.

Изделия из лимитированных коллекций. Сегодня 96% всех проданных на вторичном рынке кроссовок приходится на Nike, включая фаворита коллекционеров — линию Air Jordan. Air Jordan — появившийся в 1985 году именной бренд, разработанный Nike для баскетболиста Майкла Джордана.

Винтажные джинсы или джинсы из лимитированных коллекций.
Кастомные кроссовки.


Cумка Сhanel в форме ракеты, предварительно оцененная в 6000–8000 фунтов, достигла на торгах Christie’s в 2021 году цены 21 250 фунтов


ГДЕ ПРОДАВАТЬ


Ресейл-платформы, специализирующиеся на перепродаже люксовых товаров, есть во всех крупных странах.
В 2009 году во Франции появился сайт Vestiaire Collective.
В 2011 году в Великобритании запустили сайт Depop.
В США один за другим открываются PoshMark, TheRealReal, ThredUP, Fashionphile, ReBag, Vinted.
В России начинают работу Oskelly, Luxxy, themarket, «Пиф Паф Супершоп», Second Friend Store.
В Китае вторичный люкс можно найти на платформах Secoo, Ponhu, Plum, Feiyu.

Возможно, через 20 лет структура сегмента будет иной, но пока общий тренд состоит в том, что удобств для продавцов становится все больше и больше.

В ThredUP утверждают, что к 2025 году количество люксовых товаров на рынке ресейла удвоится в сравнении с показателями 2020 года. По мнению экспертов, к 2025 году гардероб каждого среднестатистического американца будет на 18% состоять из вещей вторичного оборота. А к 2030 году мировой рынок перепродажи модных товаров достигнет 84 млрд долларов.

Как взлетела компания TheRealReal

Вывод: даже личное потребление можно превратить в инвестицию.

Made on
Tilda