Если нет времени читать. Делайте. Избавляйтесь от склеек и пустых ячеек. Правильно создавайте справочник товаров. Заполняйте его, описывая признак везде одинаково. Тогда никакие программисты вам не будут страшны. У постоянных клиентов «Академии Розничных Технологий» мы не меняли программное обеспечение уже около шести лет, потому что в этом не было никакой необходимости. В классификации нет ничего сложного — надо просто навести порядок в учетной программе и правильно расставить иерархические уровни. Увлекательная история про то, как в одной ячейке справочника можно сделать две грубых ошибки.
При грамотно настроенном классификаторе вы по щелчку мыши получаете любую информацию по любому бренду, цвету, размеру, артикулу: сколько ассортимента пришло, сколько было продано, с какими скидками, на какую сумму. И понимаете, какой бюджет выделять на закупках под ту или иную марку.
Ключевая цель классификатора — удобство выборки для формирования нужных отчетов
Основой классификатора служит справочник товаров. Каждый товар в справочнике обладает разнообразными характеристиками — бренд, пол, цвет, размер, состав. Задача справочника — сделать разнообразие единообразным. Причем важно, чтобы справочник строился по принципу от большего к меньшему. А ритейлеры часто менее важный признак ставят на место главного — и возникают пикантные нюансы. Все равно, что командиром парада оказывается старшина, а не маршал. И маршал ущемлен, и старшине не позавидуешь.
Запоминаем: первым и главным различающим признаком ассортимента одежды служит категория. В fashion-ритейле всего три категории — обувь, одежда, аксессуары.
Пример удобного классификатора
К характеристикам относятся размер, цвет, сезон, год. Все остальное — свойства: категория, группа, подгруппа, наименование, артикул, фирма
АРТ-ГРУСТЬ
Эксперты «АРТ» анализируют много разных учетных программ и много классификаторов. И вот что больше всего удивило их.
1. Однажды эксперты «АРТ» встретили учетную программу, которая изначально была сделана под ресторанный бизнес и, наверное, там хорошо работала, только к fashion-ритейлу ее надо было адаптировать, а лентяи-программисты даже не удосужились убрать из нее такие строки, как, например, «закрыть стол».
2. А другие собственники внесли в классификатор свой авторский признак — «рисковость ассортимента». Они объяснили это тем, что так на закупках будут различать потенциальные хиты и рискованные модели. Довольно длинным путем они потом шли к пониманию, что таким образом заложили в программу не объективно существующий признак, а свои домыслы. И непонятно, каким образом пользоваться этой графой. Если на закупках вы определили, что ассортимент рисковый, потом в сезоне статистика подтвердила — он плохо продается, то, что вы будете делать с этими данными? Или вы увидели, что хорошо поторговали, — каковы будут выводы? Какое управленческое решение теперь можно принять и как признак рисковости соотносится с другими уровнями — с группой или наименованием? Классификатор — это же иерархия, в ней уровни связаны, а признак рисковости можно отнести и к бренду, и подгруппе, и к наименованию.
3. А еще был случай, когда в классификацию ассортимента добавили дату поставки. Зачем? Дата поставки никак не классифицирует ассортимент. А если артикул приходит и в сентябре, и в ноябре? Как это отразить в программе?