Если нет времени читать. На словах покупатели ратуют за экосознательность производителей одежды, но по факту доплачивать за экологию готова только треть молодежи. Кроме того, мы не уверены, что все покупатели правильно понимают термин «устойчивая мода», который означает максимальное снижение воздействия моды на окружающую среду. При этом переработать 10 000 старых курток — совсем не то же, что раскроить 10 000 метров ткани. И вопрос разделения смесовых материалов еще открыт. Но мировой океан с рыбками, кораллами и китами жалко, поэтому что-то с неэффективным производством все-таки надо делать. 15 примеров экосознательности в моде мы уже нашли. И ответили на вопрос: что такое постпотребительские отходы?
Мода — самый вредный для экологии вид бизнеса. От 20 до 35% микропластика, загрязняющего океан, приходится на модную одежду. Углеродный след от легпрома сильнее, чем от всей мировой авиации.
Объема нет, но тренд есть
В масс-маркете продажи одежды из экоматериалов составляют ничтожный 1%, но за два года объемы продаж этой категории увеличились пятикратно.
Как Patagonia решала вопрос с тиражом
Уже больше года дизайнеры марки Patagonia работают над вопросом, как собирать, сортировать и перешивать тысячи предметов старой одежды, получая при этом прибыль. Такие проекты до сих пор состояли из небольших капсульных коллекций, потому что работа со старой одеждой — сложная и трудно масштабируемая задача. Но, похоже, первый рубеж тиражного recyling-производства взят. В ноябре 2019 года Patagonia выпустила в продажу коллекцию ReCrafted — около 10 000 курток, свитеров и сумок, сшитых из старых изделий. Цена на них не будет отличаться от регулярных розничных цен — начиная с маленькой сумки стоимостью 27 долларов и заканчивая пуховиком по цене 327 долларов. Коллекция ReCrafted дебютировала на открытии фирменного магазина Worn Wear в Боулдере, штат Колорадо. «Со старой одеждой трудно работать, — говорит директор по корпоративному развитию Patagonia Алекс Кремер, который курировал проект ReCrafted, — нереально увеличивается время. Но важно, что теперь стало ясно: в экопроизводстве возможны ощутимые и измеримые решения». Полная переработка одежды — намного более сложный процесс, чем раскрой ткани. Чтобы решить эту проблему, бренды должны переосмыслить способ разработки одежды и продумать схемы возврата, которые дадут им доступ к постпотребительским отходам.