Если нет времени читать.
Закупить ассортимент, который будет хорошо продаваться девять месяцев спустя, просто — немного коммерческой интуиции и много расчетов. И тогда погрешность между прогнозом продаж и реальными продажами не превысит 3%. Чек-лист подготовки к поездке на заказную сессию. Крутой кейс с реальным расчетом сезонной закупки.
Фундаментальных факторов, на которые ритейлер может влиять, не так много: посещаемость торговых точек, конверсия, комплексность покупки, цена изделия и количество лояльных покупателей.
Настройте работу в магазине так, чтобы каждый день сезона был «кирпичиком» для предзаказа на следующий.
Включаем счетчик: кейс Максима Горшкова
В феврале 2016 года, перед выездом на заказную сессию, нужно было планировать продажи следующего сезона Осень-Зима 2017/2018. Что надо было сделать, чтобы подготовиться? Предположим, мы видим, что за последние полгода наш магазин принес 18 млн. рублей валовой выручки, в среднем по 3 млн. рублей в месяц.
Посещаемость — 2800 человек в месяц.
Конверсия — 8%.
Комплексность чека — 1,8 ед./чек.
Средний чек — 13 393 рубля.
С учетом этих факторов можно сделать прогноз выручки на следующий сезон.
Если месячная посещаемость составила 2800 человек, то наивно ждать, что она поднимется до 5000. А даже если поднимется, то при конверсии 7-8% мы просто не сможем эффективно работать со всеми посетителями. Кроме того, любая рекламная кампания — это затраты, а бюджет на рекламу у нас небольшой. Поэтому в следующем сезоне мы планируем сохранить тот же уровень посещаемости, но эффективнее работать с посетителями.
Конверсия составила 8%. Было бы неплохо ее увеличить. Решаем, что в следующем сезоне нужно сделать все, чтобы этот показатель вырос до 10%. Поскольку конвертация посетителей в покупатели — это прямая обязанность торгового персонала, проводим обучение, организуем аттестацию и поддерживаем уровень сервиса с помощью метода «Тайный покупатель».
Надо увеличить и комплексность чека, хотя бы с 1,8 до 2. А для этого нужно разобраться с мерчандайзингом и оценить, насколько грамотно продавцы работают с комплектами, допродажами и другими стимулирующими инструментами.
Цену оставляем без изменений.Увеличивать продажи будем за счет конверсии и комплексности. Затем проанализируем количество лояльных покупателей и решим, нужны ли акции, стимулирующие спрос, для повышения лояльности держателей карт и для привлечения новых клиентов.
Расчет. Количество людей, которые приходят в магазин за сезон (~16 800 человек), умножаем на коэффициент конверсии (10%). Получается, что нам нужно пробивать 1680 чеков за сезон. При увеличении комплексности чека на 10% увеличится и стоимость чека. Было 13 393 рубля, стало 14 732 рубля. 1680 чеков умножаем на 14 732 и получаем ожидаемую выручку за сезон — 24 750 000 рублей. Разбиваем ее по месяцам и детализируем план продаж: в декабре выручка немного выше, в январе — несколько ниже.
Рассчитав оборот, смотрим, хватает ли этих денег для покрытия издержек, можем ли мы заплатить за аренду, выплатить зарплату и пр. Если денег хватает и остается чистая прибыль, то мы молодцы.
Чек-лист можно попробовать совместить с календарем выставок — это может быть очень практичная штука. Или громоздкая. Но попробовать стоит.