Если нет времени читать. Мы говорим о том, как изменилось ценообразование в период пандемии. Сравниваем маржу и наценку и отвечаем на вопросы, какой из этих показателей нужен для прогноза продаж, при каких обстоятельствах можно отказаться от продажи Nike и что будет, если средняя скидка по сезону вырастет до 35%.
Обязательно учитывайте в плане продаж себестоимость товаров в обороте.
20%-ная средняя скидка по сезону — это норма
На этапе планирования учтите все акции, которые хотите провести, и скидки, которые собираетесь предоставить клиентам в течение сезона.
Чем наценка отличается от маржи
Наценка — это надбавка к себестоимости. К примеру, себестоимость изделия — 1000 рублей, розничная цена — 2500 рублей. Чтобы посчитать наценку, нужно маржинальный доход разделить на себестоимость. Получается 150%. Если розничная цена уменьшилась до 2250 рублей, тогда и наценка уменьшается до 125%.
Маржа — это доля добавочной стоимости в розничной цене товара. Маржа не может быть больше 100%. Например, себестоимость изделия — 1000 рублей, розничная цена — 2500 рублей. Чтобы посчитать маржу, маржинальный доход делим на розничную цену товара. Получается 60%. То есть добавочная стоимость в розничной цене товара составляет 60%.
Если мы понимаем, какая у нас маржа, то можем посчитать себестоимость товара в обороте. Если маржа 56%, то себестоимость товара в обороте 44%.
Себестоимость товара в обороте показывает, какие продажи нужны, чтобы получать валовую прибыль. В нашем примере операционные издержки магазина составляют 700 тыс. рублей в месяц. А доля себестоимости в обороте будет меняться от месяца к месяцу в зависимости от того, какие скидки предоставляются на розничные цены. Доля себестоимости в обороте будет расти к концу сезона, потому что у вас будут расти скидки.
Бюджет оптового заказа одежды на сезон для магазина с ежемесячными издержками на уровне 700 тыс. рублей, наценкой 150%, средней скидкой по сезону 20%, учтенным ликвидным и неликвидным стоком составит 3 млн 857 тыс. рублей.