Всех женщин-предпринимателей, создавших успешный бизнес в сфере моды, объединяют умение идти против правил, интерес к искусству, ясно сформулированная позиция по отношению к социальным вызовам, поиски ответов на вопрос о роли женщины в обществе. Давайте проверим, узнаете ли вы этих женщин. Мы собрали 12 фактов о каждой из женщин, повлиявших на мир моды в XX веке, и предлагаем вам три имени на выбор, чтобы вы могли назвать имя дизайнера. Одно из трех имен правильное. Проверьте, насколько хорошо вы знаете теорию и практику моды.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК УЧИТЕЛЬНИЦА ШИЛА ДОМА НА МАШИНКЕ И СТАЛА МАНИФЕСТОМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Она начинала свою карьеру как школьная учительница.
Она в коллекции сезона «Осень-Зима 2020» показала свитшоты с принтом в виде девятки — эта цифра считается символом всеобщей любви и духовного пробуждения. Но завершила показ Белла Хадид в образе женщины-воина, как бы намекая: «Хочешь мира — готовься к войне» (qui vis pacem, para bellum). Она участвует в движении протеста против изменения климата и в других экологических проектах. Она разными способами поддерживает борьбу за права человека.
Ее звездная коллекция появилась после того, как она прочитала роман Дюма «Три мушкетера», посмотрела старинные гравюры и решила соединить эти образы. Так появились «Пираты».
Ее стиль можно легко узнать по знаковому предмету — высокие сапоги из кожи с множеством ремешков.
Говорили, что у нее фарфоровая кожа и она жила на одних только яблоках и чае. Кстати, они с первым мужем действительно были вегетарианцами.
Она шила наряды для всех участников музыкальной группы Sex Pistols, солист которой был ее финансовым директором.
Она умеет рассмешить. Своему историческому биографу она говорила: «Слушай, прошу тебя сейчас помолчать. Я думаю. Пойди выпей чего-нибудь. Выпивка бесплатна, а я — нет».
Ее первый магазин открылся на месте овощной лавки. Один из посетителей рассказывал: «Входя в магазин, ты будто попадал на место съемки малобюджетного фильма 50-х годов». Она уже тогда решила, что в магазине должно быть сочетание моды, музыки и массовых развлечений.
Она сделала принт на футболке, где королева Великобритании изображена с пирсингом в губе.
Она говорила: «Мой долг понять. Понять окружающий мир. Понимание — плата за счастье быть живыми. Люди, жившие до нас, оставили нам произведения искусства, которые позволяют увидеть мир с разных сторон, в этом и состоит истинное призвание культуры. Сравнивая разные восприятия действительности, мы формируем собственное представление о мире, гораздо лучшем, чем тот, в котором мы живем и который испортили. Нам под силу изменить будущее. Стремясь воплотить свои идеи, ты начинаешь задумываться, и это меняет твою жизнь. А меняя свою жизнь, ты меняешь мир».
Первого профессионального управляющего своим магазином она нашла, когда пошла в туалет в пабе напротив. В их магазине общественного заведения не было, а по дороге ее увидел директор соседнего магазина. Потом он вспоминал: «Дело не только в том, как она одевалась. У нее был особый язык тела, в ней чувствовалась властность». Они познакомились благодаря общим музыкальным пристрастиям.
Ее сын создал марку нижнего белья Agent Provocateur, использовав в названии любимую поговорку ее мужа (своего отца).
Ее мать выжила в двух концлагерях. В 1944 году, в двадцать лет, она попала в Освенцим, а позже была отправлена в Равенсбрюк.
Она закончила университет в Швейцарии, получив профессию экономиста.
Ее первым местом работы была итальянская мануфактура Анджело Ферретти.
Она ужасно боялась темноты, и однажды мама заперла ее в шкафу. Через десять минут она поняла, что бояться нечего. Мамину фразу «страх — не вариант» она всегда считала главным подарком для себя.
Ее сделало знаменитой платье с запАхом. Оно стало символом женского раскрепощения, сексуального освобождения, новых отношений женщины с одеждой: теперь не одежда украшала женщину, а женщина создавала себя. После первого успеха Vogue объявил Год платья с запАхом. «Платье оплачивало мои счета, благодаря ему я могла кормить и обучать своих детей, — говорила она. — Но тогда я не понимала главного: это платье изменило жизнь женщин, потому что подходило всем — молодым и пожилым, пышным и худым, бедным и богатым».
Ее ноги хорошо выглядят, потому что на пятый этаж своего офиса она поднимается только пешком.
Делиться — ее главная привычка. Она выпустила комикс, героини которого носили ее платья. Средства от продажи комикса перечисляли в организацию, поддерживающую женщин-лидеров. А в 2010 год она учредила свою именную премию для женщин, вдохновляющих других женщин, и публично пообещала отдать половину своего состояния на борьбу с серьезными социальными проблемами, присоединившись к инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета «Обет дарения».
Она написала несколько книг о дизайне интерьеров. Дома она любит так же, как моду. На свое 30-летие она купила квартиру, когда-то принадлежавшую Родману Рокфеллеру, и с тех пор все достижения в жизни отмечала покупкой недвижимости. В том же возрасте она описала свою формулу успеха: «Простота плюс сексуальность за разумные деньги — это то, чего хотят люди».
В 70-х она стала иконой стиля, в 80-х закрыла свой Дом моды, в 90-х вернулась в индустрию. Возвращение начала с коллекции дешевой одежды для телемагазина — за два первых часа продаж было куплено одежды из этой коллекции на 1,5 млн долларов.
Она вылечилась от рака. А узнала про рак, когда Ральф Лорен мимоходом пожаловался на шум в ушах и рассказал, что обратился из-за этого к врачу и тот диагностировал ему рак. После разговора она сама прошла диагностику, и врачи вовремя успели заметить болезнь.
Она снимала на Google Glass показ и бэкстейдж своей коллекции «Весна-лето 2013», а потом и вовсе сделала отдельную коллекцию для Google Glass. В ней интерес к новым технологиям сочетается с уважением к традициям.
С нынешним мужем она познакомилась, когда ей было 28 лет, но вышла замуж за него только через 30 лет. «Нас связывают время, безграничное уважение к личному пространству друг друга и терпение», — говорит она о секрете благополучной семейной жизни.
Она унаследовала компанию, созданную ее дедом, и управляет ей вместе с мужем. Она превратила компанию из эксцентричного небольшого ритейлера предметов роскоши в центр современного дизайна с объемом продаж более 5 млрд долларов.
Она училась в Миланском университете, где создала себе образ ярой феминистки, выступавшей за репродуктивные права женщин и доступный уход за детьми, и получила докторскую степень в области политологии.
Она пять лет серьезно занималась пантомимой.
Она назвала свою первую коллекцию «униформой для слегка лишенных гражданских прав». Первую коллекцию она показала одновременно с рождением первого сына.
Она одевала футболистов британской команды «Манчестер Юнайтед».
Она украшала одежду мультяшными изображениями монстра Франкенштейна и его невесты, розами и молниями. Ироническая провокация в ее стиле появилась в результате ее увлечения английскими писательницами, которых часто недооценивали при жизни, — Джейн Остин и сестрами Бронте.
Она учредила собственный фонд для поддержки современного искусства. Она называет это своим способом выйти из экзистенциального кризиса, когда политически мыслящему человеку принадлежит модная компания. Надо заметить, что в молодости она придерживалась коммунистических взглядов, а став дизайнером, сказала, что в этой профессии нельзя быть политически ангажированным.
Она с 2011 года приглашает женщин-режиссеров снимать короткометражные фильмы, давая им полную творческую свободу с оговоркой, что они одевают своих актрис в платья ее марки.
Она считает риск частью успеха. Когда после взрывов 11 сентября в Нью-Йорке весь люксовый бизнес сбежал из Манхэттена, она вложила 50 млн долларов в открытие флагманского магазина в здании бывшего Музея Гуггенхайма в Сохо. А дизайн магазина заказала самому Рему Колхасу.
Она одевала Леонардо ди Каприо для фильмов «Великий Гэтсби» и «Ромео + Джульетта».
Ее называют философом-капиталистом. «Почему женщины ведут себя так, как будто возраст — тюрьма? — спрашивает она. — Разве одержимость нашей эпохи молодостью не является формой массовой истерии? Теперь вы можете иметь две или три жизни, и я думаю, что вопрос старения и вопрос смены жизненных концепций определит общество будущего». Сама она на седьмом десятке сохраняет ощущение детской радости — из своего офиса на третьем этаже она иногда может спуститься на первый этаж по горке, спроектированной Карстеном Хеллером.
Ее одежда позволяет человеку чувствовать себя уверенно без излишней демонстративности и дает ощущение свободы для людей, которые жаждут хорошо выглядеть, но стараются проявлять сдержанность. И она считает важным умение зарабатывать: «Если люди платят [за ваш бренд], значит, то, что вы делаете, имеет к ним отношение».
Кто это?
Выводы
Каждый из нас проживет свою собственную жизнь — это и свобода, и ответственность.
Успешный бизнес проще построить при поддержке семьи — берегите родных и налаживайте отношения.
Лучше не лечить, а предупреждать. Вот почему и диагностику бизнеса надо делать вовремя. А еще лучше регулярно.
Чтобы быть счастливым, надо быть щедрым и заботиться о других.
Даже если вы в тупике, на дне или даже закрыли бизнес, есть возможность вернуться, встать на ноги и обрести новый успех. Умение признавать ошибки и учиться — главный залог нового подъема.
Физическая нагрузка должна быть достаточной. И просто должна быть. Здоровье — база для ясного мышления.
Начитанность, умение впитывать идеи из воздуха, социальная ответственность, умение видеть шире и дальше отрасли, интуиция, совмещенная с расчетами, — это составляющие успеха.