Если нет времени читать. Сначала составляете бюджет продаж, потом, отталкиваясь от него, бюджет закупок. При закупках держите в голове не только оптовые цены, но и то, каким должен быть сток на конец сезона, а также показатели ROI. Не слушайте продавцов, говорящих «Но ведь спрашивают», и учитесь разговаривать с поставщиками, а на шантаж «Тогда продадим тот же ассортимент соседу» отвечайте: «Продавайте». И приходите к нам, мы расскажем, что делать дальше.
Важный момент: если у одного бренда вы заказ увеличили по сравнению с предварительным планом, то у другого бренда вы его уменьшаете, чтобы сохранить баланс бюджета.
Помните о разумном минимализме в широте ассортимента. «Многоликой аудитории предлагаем широкий и разнообразный ассортимент». Начинаем вывешивать, и магазин превращается в театральную костюмерную, потому что весь ассортимент не вмещается в торговый зал.
Нормы эффективно работающего магазина одежды
10% — сток на конец сезона
20% — средняя потеря на скидках в течение сезона
96% — ROI, эффективность инвестиций при наценке 180%
Как работать с наименованиями товаров в учетной программе?
1. Смотрите на ваш товарный классификатор. Если пользоваться неудобно, меняете. Мы считаем себя экспертами в настройке учетной программы, если хотите — обращайтесь.
2. Создаете словарь терминов для тех, кто занимается приемкой, описываете алгоритм — приходит инвойс, смотрите на наименование поставщика и на словарь компании, переименовываете в товарной карточке так, как удобно компании.
3. Если карточка заполняется неверно, штрафуете.
4. Полное наименование включает артикул, название товара, цвет, размер и сезонность. Состав и функционально-стилевую группу вносим в товарную карточку в раздел «дополнительные свойства».
Что делать, если приходят продавцы и говорят: «Покупатели хотят нарядные платья»?
Традиционный вариант. Вы садитесь и думаете: «Действительно, что же я предложу покупательницам на Новый год и выпускной?». Вы закупаете нарядные платья и получаете сток 40% в конце сезона.
Рациональный вариант. Открываете учетную программу, анализируете покупки лояльных покупателей, смотрите на движение товара, денежных средств и на то, как эти движения согласуются с первоначальным планом. В 99% случаев вы увидите, что для нарядных платьев нет ни покупателей, ни места.