Семь вопросов бизнес-психологу | Академия Розничных Технологий

Семь вопросов бизнес-психологу

You are here

С начала 2022 года в России спрос на антидепрессанты вырос на 43% по сравнению с прошлым годом, такие данные приводит аналитическая компания DSM Group. А мы хотим жить в мире, любви и равновесии, поэтому заботимся о ментальном здоровье резидентов нашего бизнес-клуба «Все свои» и ради этого пригласили в клуб нашего партнера — психолога Елену Рудницкую — поговорить о психологических практиках, помогающих управлению бизнесом.

Если нет времени читать. Мы ответили на семь вопросов.

  1. Как реагировать на разговоры о том, что в других компаниях платят больше, а обязанностей меньше?
  2. Как справляться со стрессами?
  3. Как принимать решения и справляться с ответственностью?
  4. Что делать, если сотрудник вызывает антипатию?
  5. Я заметила, что мое негативное отношение к сотруднику сказывается на закупках, а потом и на продажах. Расстаюсь с такими людьми. Может быть, я неправильно делаю?
  6. Если я вижу у сотрудника периодические спады настроения, нужно ли проводить управленческие беседы или стоит подождать?
  7. Существуют ли простые маркеры для определения типа мышления сотрудника и есть ли способы более эффективно использовать разные типы мышления в работе?

Как реагировать на разговоры о том, что в других компаниях платят больше, а обязанностей меньше?

Это типичная манипуляция.

Как себя вести с манипуляторами? Поддержите разговор: «Да, конечно, компании бывают разные».

Установите источник: «Про какую конкретно компанию вы говорите?»

Переведите эмоции в цифры: «Большая зарплата — это сколько в рублях?»

Предложите участие: «Хорошо, давайте я у них уточню систему мотивации».

И примите к сведению эту информацию. Больше никак реагировать не нужно.

Как правило, когда манипуляторов начинаешь переводить на язык конкретных данных, они замолкают.

Как справляться со стрессами?

Если вы говорите о стрессе, значит, испытываете его часто.

Давайте начнем с вопроса: откуда появляется стресс?

Это происходит, когда наша энергия, которой нам вообще-то отпущено ровно по размеру наших задач и способностей, начинает утекать. А утекает она обычно в три «черные дыры» — здоровье, деньги, отношения.

С чего начать восстановление здоровья? С налаживания сна. В десять вечера ложимся, в шесть часов, вместе с солнышком, встаем. Вспоминаем природные ритмы, потерянные в городе. Они никуда не делись, и сон до полуночи обеспечивает самое полное и самое быстрое восстановление сил. При этом спать нужно не меньше восьми часов.

Налаживаем здоровое питание — меньше углеводов, больше овощей и фруктов.

Обеспечиваем физическую нагрузку.

Создаем условия для творчества. Кто-то танцует, кто-то рисует — все полезно.

Есть простые техники психогигиены — записывать все, что волнует. Если есть какая-то ситуация, о которой вы думаете день, два, три и которая вас волнует, садитесь и записывайте на бумагу все, что связано с этой ситуацией, в любых выражениях, как можете. Здесь дело не в стиле, а в том, чтобы вытащить негативную ситуацию из ощущений в сознание.

Деньги — это тоже энергия. Есть несколько простых вопросов, чтобы разобраться, куда она утекает: веду ли я свою бухгалтерию, знаю ли, куда и сколько денег расходуется, есть ли у меня кредитные карты (лучше, по возможности, их закрыть)? Если не хватает финансовой грамотности — учиться, чтобы быть в плюсе, и не только не иметь долгов, но и научиться инвестировать. И хорошо иметь несколько источников дохода: не только fashion-бизнес, но и какой-то другой бизнес или любые другие легальные способы получения заработка — от инвестиций до сдачи в аренду активов. Так вы распределите риски, чтобы финансовое напряжение не сказывалось на ежедневной жизни.

Отношения. Относитесь к своей семье по принципу «Моя семья — это моя команда», я сам ее выбирал, и сам несу ответственность за мотивацию, профилактику выгорания, любовь, дружбу и заботу. Моя семья — это место, где меня уважают, ценят и принимают таким, какой я есть.

Общий принцип — не избавляться от стресса, а налаживать то полноценное, радующее, что есть у вас в жизни. Еще более общими словами скажем про всю жизнь: не тащить на себе мертвую лошадь, она сама свалится, если не цепляться за нее всеми силами (а внимание — это тоже сила), а холить, пестовать и лелеять живое.

Еще 18 идей, которые помогут стать мудрым руководителем

Как принимать решения и справляться с ответственностью?

Самый короткий ответ — решать, опираясь на цифры.

Дополнительно можно посмотреть, как цифры соотносятся с критериями ценности. Для взрослого, зрелого человека такими критериями будут «выгодно — невыгодно», «эффективно — неэффективно», «уместно — неуместно», «важно — неважно».

К одному сотруднику испытываю симпатию и доверие, к другому — антипатию и раздражение. И для одного, и для другого я «начальник», и они одинаково, мягко говоря, «тихо ненавидят» меня и все мои указания, распоряжения, просьбы «фильтруют». Как эмоционально не включаться в отношения с сотрудниками, соблюдать дистанцию, сохранять спокойствие и мудро управлять?

Может ли сотрудник вызывать антипатию?

Это же ваша команда, вы сами собирали ее, и вы собирали ее под себя. Редкий человек добровольно выбирает для общения того, кто выводит его из состояния равновесия. Почему бы просто не сказать: «Нет, я не готов так работать»?

Вы как минимум должны уважать и принимать членов своей команды. И они вас тоже. Потому что команда по определению — это группа людей, объединенных функциональными ролями, общей целью, этикой и атрибутикой.

Цель у вас понятная — прибыль (у сотрудников — личная, у вас — для бизнеса в целом). Функциональные роли тоже определены: есть руководитель, отвечающий за то-то и то-то, и есть подчиненные, делающие это и это. И этика на самом деле тоже понятна — уважение и взаимовыручка.

Теперь зайдем с другой стороны.

О чем говорит ощущение «меня ненавидят»? О том, что руководитель допускает грубые ошибки в формулировании поручений и распределении обязанностей, потому что люди просто так ненависть не проявляют. То есть это для вас звоночек, что нужно остановиться и посмотреть, что такого вы делаете, чтобы вызвать ненависть.

А на будущее стоит взять на заметку, что для профилактики таких реакций надо выстраивать дистанцию. Начать с того, что всегда и в любых ситуациях обращаться на «вы». Это вас выручит, когда придет момент корректировки поведения, который обычно вызывает сопротивление.

Держите дистанцию и одновременно поддерживайте сотрудников. Вы поддерживаете сотрудников — они отвечают вам тем же. Принимая на работу людей, объясняйте, что в вашей компании ценятся нацеленность на результат, уважение к себе, уважение к другим и ответственность. Уважение к себе, если говорить о руководителе, означает, что вы соблюдаете свои границы, избегаете фамильярности, оскорблений и повышенного тона в разговоре.

Если эти ценности будут поддерживаться, то просто не будет почвы для ненависти.

Если сейчас она проявляется, начинайте искать замену сотрудникам.

Совет для тех, кто забыл, что такое ощущение команды: поиграйте в командные виды спорта. И второй совет — имейте скамейку запасных. Понятно, что хороших продавцов на рынке мало, найти их сложно, и сейчас такое особенное время, когда никому ничего не надо. Но если вы каждую неделю хотя бы пару раз будете уделять время просмотру сайтов с резюме, сбору анкет, формированию кадрового резерва, то кандидаты появятся. А если вы хотя бы раз в месяц будете устраивать день встреч с кандидатами, то резерв сложится еще быстрее.

Ресурсы появляются там, куда вы направляете свою энергию регулярно. А наличие резерва снимает тревожность и позволяет избежать стрессов.

Команда мечты: формула достоинства

  1. Нацеленность на результат
  2. Уважение к себе
  3. Уважение к другим
  4. Ответственность

Точка «Ноль»: как директору fashion-компании остаться крепостью для своих?

Я заметила, что мое негативное отношение к сотруднику сказывается на закупках, а потом и на продажах. Расстаюсь с такими людьми. Может быть, я неправильно делаю?

Вы же и по себе знаете, что когда кто-то по отношению к вам проявляет негатив, вам всегда некомфортно. И вы также знаете, что изменить других людей мы не можем, изменить мы можем только себя. Если вы видите, что это не ваш человек, значит, вы делаете правильно, когда расстаетесь с ним.

Есть хороший сотрудник, умник, всегда с хорошим настроением, лидер продаж, но при этом у него иногда бывают периоды сильного раздражения, потом все проходит. Нужно ли в таких случаях проводить управленческие беседы или достаточно просто переждать?

Прислушивайтесь к себе, задавайте себе вопрос: это член моей команды или нет? Судя по тому, как вы говорите, это ваш человек. Но у него бывают перепады настроения. Тогда лучше всего ему поможет конструктивная обратная связь. Это такой разговор, в котором мы сначала хвалим человека, потом говорим о том, что нам хочется изменить в его поведении, и заканчиваем разговор еще одной похвалой.

«Вы такой молодец, у вас такие хорошие продажи, клиенты очень довольны. Но мне бы хотелось отметить вот такой нюанс: у вас часто бывают перепады настроения. Очень прошу замечать эмоциональные провалы и сдерживать себя в такие моменты. Если вначале трудно, можно просто не вступать ни в какие контакты, переждать, а потом вернуться к работе. Я уверена, что вы справитесь, потому что с вашими способностями по-другому быть не может».

И обратите внимание, что такое поведение продавца отражается на финансовом результате, настроении команды, чтобы в разговоре эти моменты учесть.

Мы все различаемся по типу мышления, и, если бы можно было определить, к какому типу относится сотрудник, то мы смогли бы более эффективно применить его способности в бизнесе. Существуют ли простые маркеры для определения типа мышления?

Самый простой инструмент — это опора на темпераменты. Вы помните, что их четыре — холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. В fashion-бизнесе лучше не работать с холериками и меланхоликами, они будут хороши в других профессиональных областях.

Почему холерики не попали в сферу интересных кандидатов? Они харизматичны и обаятельны, но нет никаких гарантий, что в минуту экспрессии и раздражения холерик не испортит отношения с клиентом.

Поэтому, когда вы собираете команду, делайте акцент на сангвиниках и дополняйте их флегматиками. Сангвиники хороши в консультационных продажах. Флегматиков трудно вывести из себя, это лучшие специалисты для работы с возвратами и возражениями.

На встрече с резидентами клуба психолог Елена Рудницкая ответила еще на несколько вопросов и дала практические инструменты, полезные каждому предпринимателю.

Вопросы

  • Как во время управленческой беседы оставаться спокойным?
  • Как сохранять способность радоваться каждому дню? И почему в вашем ответе появилась связь с хосписами. При чем здесь «Полианна»?
  • Как восстанавливать энергию или не растрачивать ее по пустякам?
  • Как в текущих делах расставлять приоритеты?
  • Сообщила поставщику категории С, что пропускаем сезон, в ответ услышала поток обвинений: и что поздно забрали, и что продавцы плохо продают. Как донести свою позицию спокойно, когда тебя просто не слышат? Не хочется оставаться непонятой.
  • В ТРЦ нашего города поменялось руководство, и теперь решение всех вопросов затягивается. Менеджеры говорят только: «Я все передам», но ничего не делают. Как добраться до первых лиц?

Инструменты

  • Практика благодарности.
  • Практика горошин.
  • Делегирование.
  • Командообразование.
  • Матрица Эйзенхауера. И почему руководителю бизнеса плохо, когда у него все дела срочные и важные.

Приходите в клуб «Все свои». У нас можно задавать вопросы и по психологии управления, и по налаживанию своих отношений с финансами, и по управлению ассортиментом.

Тайная рассылка

Все подробности в первом письме