Леса, кочевники, носки и грибы: тренды Milan Design Week | Академия Розничных Технологий

Леса, кочевники, носки и грибы: тренды Milan Design Week

You are here

Мы изучаем новинки дизайна на выставках «Арт Майями» и «Арт Базель», потому что идеи, которые меняют мир, не спускаются исключительно на дизайнеров одежды, они — как летний дождь, им главное — успеть дотянуться до людей с развитой интуицией. На таких выставках модные бренды показывают себя с необычных сторон, и по этим показам можно понять их далеко идущие планы. А куда идут большие бренды, туда в конце концов придем и все мы. Вот почему мы не могли пропустить только что закончившийся в Милане фейерверк выставок, инсталляций, лекций под общим названием Миланская неделя дизайна и сделали обзор трендов. В этих трендах нет прямых ответов на вопрос, как заработать, но есть много идей для перекрестного опыления ритейла с другими сферами культуры.

Если нет времени читать. Берите на заметку идеи продвижения.

  • Если вы проводите выставку достижений бренда, хорошо это делать ежегодно (примеры Louis Vuitton, Off-White и Loewe — в тексте), а теперь еще приянто не делать каждый год новую выставку, а просто дополнять уже сделанное — этакий маркетинговый ресайклинг (тот же Louis Vuitton).
  • Если вы — производитель одежды, кооперируйтесь с производителями обоев (как Dsquared2).
  • Если у вас продается одежда, включайте в маркетинг все, что связано с ремонтом (как Loewe).
  • Если хотите сэкономить время, включайте в маркетинг рабочие процессы — к примеру, раскрой (как Carhartt).
  • И дружите — Вирджила Абло уже, увы, нет на этом свете, а на выставке его работы все еще появляются и у собственного бренда Абло Off-White, и у Cassina, и у Alessi.

А еще вы найдете ответы на вопросы, зачем Prada лесопилки, зачем Стелле МакКартни грибы и что делали на выставке латвийские носки.

Кто из модных брендов одежды был представлен на Миланской неделе дизайна

Свои объекты дизайна показали Armani, Fendi, Dolce & Gabbana, Versace, Missoni, Diesel, Roberto Cavalli. И это лишь часть имен, причем не самых ожидаемых. Похоже, бренды, которые все сильнее колеблются, нужны ли им недели моды, решили, что уж недели дизайна им точно необходимы. Или, как в школе: недели моды — это обязательно, здесь на тебя возлагают надежды и придирчиво оценивают, а недели дизайна — это неформально, это для души и воодушевляет. Там нужно быть в образе, а здесь можно позволить себе все что угодно. Возможно, поэтому на Миланской неделе дизайне оказалось столько больших и локальных брендов одежды.

Что же они показали?

Dior

Dior поступил просто: спросил у дизайнера, что тот любит, пошуршал в архивах и отдал дизайнеру его любимую вещь на переделку. В результате бренду хорошо (у него новый стул из алюминия), дизайнеру хорошо (Филипп Старк, а это был именно он, воплотил юношескую мечту). «Кто-то всю жизнь искал идеальное маленькое черное платье. Я же всегда мечтал об идеальном маленьком стуле. В нашем коллективном бессознательном существует отчетливое представление об этом образце совершенства — это кресло-медальон эпохи Людовика XVI с волшебным овалом, один из символов модного дома Dior, — рассказал Филипп Старк. — Чем бы я ни занимался, я всегда возвращался к идее создания такого стула». Результат совместного творчества бренда и дизайнера представлен в медитативном светомузыкальном шоу. К слову, Филипп Старк — далеко не первый из мировых звезд, кто переделывает стул-медальон на свой лад. Если быть точным, он как минимум восемнадцатый. Можно взять себе на заметку как принцип: иметь в компании один значимый предмет и отдавать его многим (Щ — Щедрость).

Тот самый стул-медальон от Dior

Off-White

Своя версия стула появилась и у бренда Off-White. И хотя его основатель Вирджил Абло в 2021 году ушел в иной мир, до последних своих дней он работал настолько плодотворно, что даже спустя год после его смерти на выставке появились семь абсолютно новых объектов дизайна. Стул из березовой фанеры и дубового шпона является частью коллекции Off-White Organic Feeling. У него типичный силуэт, за исключением того, что спинка и сиденье украшены вырезами в виде кругов-метеоров, таких же, какие часто можно видеть на Off-White. Кроме стула на неделе дизайна можно было увидеть ковер с ироничными надписями «Не смотри вниз»; флип-часы с надписью «Не тратьте время понапрасну»; стеклянные канделябры, намеренно асимметричные; модульные блоки для Cassina — то ли пуфы, то ли столы, то ли скамейки, которые могут по принципу Lego крепиться друг к другу; столовые приборы для бренда Alessi — их дизайн был вдохновлен гаечным ключом, и все приборы могут скрепляться карабином.

Off-White

Hermès

Hermès тоже экспериментировал с соединением несоединимого. Казалось бы, где Hermès, а где водонапорные башни. А они, оказывается, совсем рядом. В этом году все новинки бренд показал внутри павильонов в виде цветных башен, прототипом которых стали водонапорные башни. Следующий контраст — обычно тяжеловесные башни тут были призваны стать символом легкости, для чего деревянные конструкции покрыли полупрозрачной цветной бумагой. Внутри павильонов — немного мебели, обилие кожаных штучек и пледов и желтый сервиз. Подставками для кожаных штучек служат просто стопки плотной бумаги с рыхлым краем. Мы бы сказали, что это сравнительно бюджетный мерчандайзинг, если бы не зимний скачок цен на бумагу. На что можно обратить внимание в презентации бренда? Яркие цвета и природную гамму часто почему-то противопоставляют друг другу. У Hermès хорошо видно, что никакого антагонизма тут нет. Опять история про то, что противоположности только кажутся далекими. Мы и сами готовы доказать вам на практике, что даже гуманитариям под силу овладеть розничными расчетами.

Сравниваем: Миланская неделя дизайна 2019

Hermès

Loewe

Бренд Loewe собрал две сотни выброшенных корзинок со всего мира и отдал на реставрацию мастерам из Испании, которые добавили к плетеным изделиям кожаные детали. Источником вдохновения для них стала галисийская практика плетения плащей и шляп coroza. Бренд показал и сумки в форме банок, созданные Янг Сун Ли, финалистом собственной премии Loewe Foundation Craft Prize 2019 года. Для изготовления изделий художница использовала традиционную корейскую технику чисын — это ткачество из бумаги, когда бумажные нити вплетаются в предметы домашнего обихода.

Станет ли подход «Плети, восстанавливай, обновляй» бизнес-моделью, узнаем позже. Во всяком случае, на Миланской неделе дизайна корзинки продавались по розничной цене около 2000 евро. Кстати, и в Европе, и в Азии дорогие сумки уже давно используются не только как предмет гардероба, но и как способ инвестиций. Думали ли вы об этом — хотя бы для себя? Ясно одно: то, что становится мусором для одного человека, другой превращает в сокровище. Вы все еще думаете куда деть неликвид? Позовите местных студентов, дайте им тему и вместе проведите арт-фестиваль.

Loewe

Академия искусств Латвии

Академия искусств Латвии приехала с проектом «Если хочешь починить мир, начни со своих носков». На стенде все время, пока шла выставка, сидели две женщины — одна вязала традиционные носки, а вторая штопала их золотой ниткой, подчеркивая ценность действа. Мастериц разделял занавес, сшитый из тех же носков.
В этом году вообще было много ремесленных практик во всех видах. В Палаццо Литта прошла выставка Doppia Firma, организованная венецианским Фондом Микеланджело. Идея — соединение современного дизайна и ручной работы. У каждого предмета две стороны и два (как минимум) автора — кто-то из известных дизайнеров и ремесленник(и) или мастерская, не такие знаменитые, но тоже очень талантливые.

Академия искусств Латвии

Richard Yasmine

Тему продолжает дизайнер из Бейрута Ричард Ясмин. В проект «Woven Whispers» он включил серию изделий из веревок, ротанга, лозы и дерева. При их создании он вдохновлялся кочевым образом жизни. Что еще более важно, проект напоминает о ремесленных техниках, которым уже больше 5 тысяч лет, они возникли в Древнем Египте, а затем попали в Персию и Римскую империю.

Richard Yasmine

Louis Vuitton

Тема кочевников стала ключевой для бренда Louis Vuitton уже давно — на выставке бренд отметил десятилетие коллекции Object Nomades, навеянную духом путешествий. С 2012 года эти предметы создают известные дизайнеры. Каждый год добавляются один-два предмета, так что в целом коллекция не меняется, но показывают ее каждый раз в новом антураже. В 2022 году Louis Vuitton решил показать Object Nomades в пустовавшем 20 лет гараже 1930-х годов, чтобы напомнить, что жизнь иногда возвращается в места запустения. За 10 лет линейка расширилась до такой степени, что теперь позволяет бренду гармонично сочетать вещи разных дизайнеров, создавая несколько кластеров, каждый из которых имеет определенную тематику. Среди экспонатов — классика (к примеру, венецианские фонари Марселя Вандерса, лампа-колокол Эдварда Барбера и Джея Осгерби, а также стол-талисман от Индии Мадхави) и новинки — пуфы из ярко окрашенной овчины братьев Кампана.

Louis Vuitton

Timberland

Бренд Timberland тоже проявил интерес к кочевникам, только к весьма необычным. Специально для бренда архитектор Стефано Боэри создал инсталляцию «Плавающий лес» — в миланском районе Дарсена к набережной реки был пристроен искусственный полуостров, на котором высадили больше 600 растений. Все вместе задумано как «независимая экосистема для создания более зеленого города».

Timberland

DSquared2

А братья Кейтены решили лесной массив одомашнить. Вместе с компанией LONDONART бренд DSquared2 показал свою первую коллекцию обоев, в ней появились и знаковые принты бренда (клетка, камуфляж), и гранжевые цветы с граффити, и родные для братьев канадские леса.

DSquared2

Prada Frames

Компания Prada пошла дальше своих коллег и устроила трехдневную дискуссию на тему лесопользования и восстановления лесов. По теме высказались Паола Антонелли, Амитав Гош, Элис Росторн, Сиссел Толаас и многие другие небезразличные к экологии дизайнеры. Симпозиум был организован вместе с исследовательской студией Formafantasma, которая занимается историческими, политическими и социальными связями дизайна, чтобы ответить на вопрос, как дальше будут сосуществовать человек и природа. Наглядным воплощением подхода стал лес, созданный с помощью технологии Lidor, используемой как для цифрового сканирования, так и для выбора деревьев при лесоразведении.

Нет ничего черного и белого, есть множество оттенков зеленого

Prada Frames

Stella McCartney

Глобальными вопросами взволнована и Стелла МакКартни. Вместе с Bank of America она представила на выставке инсталляцию «Future of Fashion».

Стелла МакКартни — давний защитник природы, а Bank of America — недавний, но обладающий ресурсами. И взаимные обязательства они распределили, как в хорошей семье, когда один из супругов дает деньги, а второй говорит, на что их потратить. Bank of America выделил более триллиона (да, вы правильно прочитали) долларов на уменьшение углеродного следа, а Стелла МакКартни объяснила, что это можно сделать с помощью грибов. Ее сумка Frame Mylo, состоящая из мицелия (мицелием называют корневую систему грибов), служила зрителям напоминанием, что высокая мода не должна делаться в ущерб планете. Презентацию сумки дополняли гигантские скульптуры в виде грибов, комната бесконечности в виде грибов, обои для Cole & Son с рисунком Fungi Forest toile de Jouy и кинозал, в котором шел непрерывный показ документального фильма Луи Шварцберга «Фантастические грибы» (2019), где объясняется, почему мицелий — это будущее нашей планеты при устойчивом развитии.

Отметим, что инсталляция «Future of Fashion» — передвижная, впервые она появилась на климатическом саммите в Нидерландах, и Стелла МакКартни пообещала дополнять, развивать и перевозить инсталляцию дальше.

Если вы думаете, что мицелиальная одежда — это сказки, то просто возьмите на заметку, что стартап Modern Sync весной 2022 года привлек 4,1 млн долларов на выращивание текстиля из микробов для ускорения разработки своей микробной текстильной платформы. Лондонская компания, основанная Джен Кин и Беном Ривом, запатентовала процесс микробного плетения Modern Synthesis, в котором участвует k.rhaeticus, одна из бактерий, содержащихся в чайном грибе.

Еще дальше пошли художники Элмгрин и Драгсет (Elmgreen & Dragset). Они задались вопросом: не бесполезны ли уже наши тела во все более оцифровываемом мире? Все версии ответа собраны в миланском зале Fondazione Prada. Забавно: в 2019 году студенты Датской академии искусств на Миланской неделе дизайна показывали проект «Разные тела» — о том, как опасно проектировать лекала для среднестатистической человеческой фигуры.

На неделе дизайна отметился даже производитель огнеупорной спецодежды. Carhartt Work In Progress обратился к лондонской дизайн-студии Toogood за новым взглядом на классические формы бренда. Выбор дизайнера объясняется тем, что Фэй Тугуд уже давно разрабатывает повседневную одежду, которая напоминает традиционную рабочую. По сути, это и есть традиционная рабочая одежда, только дизайнер вырезает из нее куски и потом заново собирает. В результате сотрудничества на свет появились гигантские пятиметровые куклы-марионетки в такой же гигантской одежде.

Carhartt Work In Progress x Toogood

Суммируем

У каждого дизайнера есть выбор — менять рамки или приспосабливаться к ним, создавать или повторять.

У каждого человека есть ответственность, чтобы слишком активным смещением рамок или бездействием не навредить другим существам.

У каждого ритейлера есть возможность раздвинуть рамки своего кругозора и поинтересоваться жизнью за пределами отрасли.

Тайная рассылка

Все подробности в первом письме